Что происходит на рынке дронов, используемых в строительстве в России в 2025 году

Андрей Ненастьев
Андрей Павлюковец

Дроны в строительстве перестали быть экзотикой, крупные подрядчики применяют их как обычный инструмент, постепенно расширяя варианты использования. Беспилотники экономят время, деньги и улучшают безопасность на стройплощадке. Однако в 2025 году развитие этого рынка тормозят три фактора: ограничения на полеты, проблемы с софтом и самими дронами.

В статье посмотрим, где дроны стали привычными, а где для них еще много перспектив, и как рынок БПЛА будет развиваться в условиях санкций, нехватки комплектующих, незрелости специализированного ПО и бюрократических проблем из-за каждого полета.

 

Содержание

Какие дроны используются

Где дроны применяются в строительстве

Какие есть ограничения на полеты дронов

Чем заменяют дроны, если их не получается использовать

Что с программным обеспечением для строительных дронов

Перспективы рынка строительных БПЛА

Какие дроны используются

Сначала рассмотрим вопросы: на чем летают, и каких «птичек» используют для выполнения конкретных задач. Не существует общей универсальной классификации с разделением дронов на типы и подтипы из-за большого количества рассматриваемых характеристик. Например, при классификации дронов гражданского сектора применения выделяют основные типы по конструкции, размеру и массе, типу управления и автономности, летным и навигационным характеристикам, профессионализму, типу используемого навесного оборудования, сферам применения, доступности и стоимости. Из всего многообразия типов можно выделить основные критерии популярности дронов в строительной и проектно-изыскательской сфере. Наиболее популярны малые и средние дроны мультироторного типа с возможностью автономного полета (по предварительно сформированному полетному заданию) и умением нести полезную нагрузку массой до 1 кг (в виде профессиональной камеры от 20 мегапикселей и лазерного сканера).

Где дроны применяются в строительстве

Основные сферы применения БПЛА в строительной отрасли в России пока ограничиваются мониторингом и контролем, а также решением геодезических задач.

Поговорим подробнее об основных направлениях применения дронов в проектно-изыскательских работах и строительстве на разных стадиях жизненного цикла объекта.

Предпроектная стадия, концептуальная вариантная проработка, экономическое обоснование.

Бытовые и профессиональные дроны используются для получения референсов размещения объекта. Аэрофотосъемка применяется для получения привязанных аэрофотопланов и 2D-картографического материала.

Инженерные изыскания для разработки проекта строительства.

Применяются профессиональные и промышленные дроны, позволяющие выполнить сбор исходных данных на большой по охвату территории. БПЛА типа «крыло» используются на линейно-протяженных объектах для выполнения аэрофотосъемки и лазерного сканирования. Промышленные квадрокоптеры используются на больших площадных объектах для выполнения АФС и лидарной съемки. В результате может быть получена полноценная трехмерная модель местности для принятия проектных решений.

В предпроектной геодезии БПЛА получили максимальное распространение, так как позволяют за один облет в 2-4 часа создать облако до 40 точек на км² и сформировать трехмерную карту с точностью до 1-2 см. С такой картой значительно упрощается вертикальная планировка, появляется возможность контролировать исполнение проекта и подрядчиков.

Дроны проще в обслуживании, эксплуатации и предполетной подготовке, чем малые пилотируемые самолеты. Генеральный директор АО «Кадастрсъемка» Игорь Кошечкин приводит пример: «Работы с применением БПЛА даже на площади размером чуть более квадратного километра на 30% дешевле и на 40% быстрее по срокам. Качество при этом нисколько не теряется». То есть дроны оптимальны для классических, не растянутых на километры, стройплощадок.

Проектирование.  Применяются профессиональные или бытовые дроны для контроля и фиксации текущих изменений местности на продолжительных стадиях проектирования.

Строительство и возведение объекта недвижимости.

Применяются профессиональные и промышленные дроны позволяющие выполнить быстрый и качественный сбор данных для расчета выполненных объемов работ. Бытовые и профессиональные дроны для выполнения мониторинга хода строительства и выполнения авторского надзора.

Нам не удалось найти примеры, чтобы в России использовали дроны для общестроительных работ, например, покраски фасадов или протягивания кабелей через ущелья. Но в мире такие примеры уже есть, хотя разработчики этих решений считаются, скорее, стартапами.

Так, голландский производитель красок AkzoNobel с 2019 года развивает свои БПЛА, которые умеют летать вдоль фасада и красить его. Краска поступает в дрон по шлангу с земли, но он свободен в перемещениях в пределах заданной площади. Из плюсов — равномерность покраски, скорость работ, а еще нет необходимости ставить леса или гнать автовышку.

Ввод в эксплуатацию объекта строительства.

Применяются профессиональные дроны для формирования исполнительной документации (съемка благоустройства). Бытовые и профессиональные дроны используются для создания маркетинговых материалов-презентаций и продаж.

Эксплуатация объекта недвижимости.

Используется весь спектр дронов. Бытовые и профессиональные — для мониторинга текущего состояния объекта, точечных инспекций визуального состояния объекта. Промышленные дроны — для выполнения обследования объекта и выявления недопустимых к эксплуатации участков. Важную роль играет и тепловизионная съемка для определения теплопотерь. Лидары применяются для подтверждения проектных и эксплуатационных геометрических характеристик объекта (провисы проводов, наклонны опор ЛЭП). Обследование дорожных покрытий и обследование недоступных конструкций зданий.

Так, ПИК использует дроны для аэрофотосъемки стройплощадок, сравнения 3D-моделей с BIM-проектами, а еще для оптимизации логистики. Девелопер «Самолет» применяет БПЛА для контроля фасадных работ и выявления дефектов на высоте, чтобы не использовать автовышки.

Энергетические компании не менее 10 лет применяют дроны для контроля за состоянием ЛЭП. С помощью аэрофотосъемки получают набор пространственных данных: ортофотопланы, цифровые модели местности и поверхности, трехмерные модели проводов. В результате, например, выявляют места, где нужно чистить охранные зоны ЛЭП от деревьев.

Выведение из эксплуатации и демонтаж. Дроны применяются для расчета объемов для проекта демонтажа, оценки аварийности объекта для принятия решения о привлечении специализированных служб.

Какие есть ограничения на полеты дронов

С 2022 года использовать БПЛА в гражданском секторе стало затруднительно. Правила с тех пор только ужесточались. Вот что есть сейчас.

Обязательная регистрация дрона. Она действует для всех БПЛА массой от 150 грамм. Раньше регистрации подлежали дроны массой от 250 грамм, но даже под этот лимит подходил разве что DJI Mini 4 Pro с массой 249 грамм. Большинство «бытовых» дронов, не говоря уже о промышленных, весят не меньше полукилограмма, то есть, по сути, учет обязательный.

Регистрацию легких БПЛА делают через госуслуги за пять дней, а за ее отсутствие предусмотрен штраф: от 2 000 ₽ до 2 500 ₽ или лишение права управления на год.

Если дрон весит свыше 30 кг, его нужно зарегистрировать в течение 10 дней после покупки, и он будет считаться гражданским воздушным судном. Коптер внесут в реестр таких судов.

Тяжелые дроны  в реестре гражданских воздушных судов. Источник: https://russianplanes.net/revs

Запретные территории для полетов. В населенных пунктах можно летать только вне жилых зон, при этом дополнительно нужно получить разрешение местных властей и центра обслуживания воздушного движения. Под последними понимаются региональные филиалы ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Формально требуется спецразрешение, но на деле просто запрещены полеты над:

  • Москвой;
  • аэропортами;
  • военными объектами;
  • промзонами;
  • зданиями правительства;
  • госграницами;
  • местами массовых мероприятий.

Региональные запреты. Субъекты РФ вправе сами регулировать вопрос с БПЛА. Так, например, в Брянской области введен полный запрет на полеты дронов «до особого распоряжения». Исключение сделано для беспилотников, которые работают по заказу властей или оборонки.

На Камчатке полного запрета нет, но есть региональные ограничения на полеты вблизи объектов энергетики, например, каскадов ГЭС. В Орловской области из-под запрета частично вывели именно строительные дроны, но заказчикам таких работ нужно сначала согласовать их с региональным департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ. А после согласования надо отправить документы в Национальный центр управления обороной России и дождаться ответа, что полет разрешен.

Ответственность за нарушения. Даже если дрон зарегистрирован, за нарушение правил использования воздушного пространства положены немалые штрафы:

  • для обычных людей от 20 000 ₽ до 50 000 ₽;
  • для должностных лиц от 100 000 ₽ до 150 000 ₽;
  • для компаний от 250 000 ₽ до 300 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В феврале 2025 года во Всеволожском районе Ленобласти дрон патруль Росгвардии задержал 36-летнего сотрудника строительной компании, который с помощью коптера снимал стройку жилого дома. У мужчины забрали DJI Mavic 3, а его самого отвезли в отдел полиции. В Ленобласти действует полный запрет на полеты БПЛА. Источник: https://47news.ru/articles/265105/

Чем заменяют дроны, если их не получается использовать

Некоторые строительные работы можно провести с использованием современных технологий, но в их наземном исполнении. В сущности, дрон — это просто способ перемещения  по воздуху  для специального оборудования. Это же оборудование можно закрепить, например, на теле человека или корпусе робота, который перемещается на колесах.

Строительные компании, которые не хотят связываться со сложными процедурами согласований, используют следующие альтернативы беспилотникам.

  • Компьютерное зрение — камеры высокого разрешения на смартфонах или в виде отдельного устройства. С помощью специального ПО, например, Pilot-BIM или Polycam, делают фотографии с набором геоданных. Затем на стационарном ПК конвертируют фото в пространственную модель, с которой можно работать дальше в софте для проектирования. Есть минусы: процедура съемки небыстрая, позиционирование камеры в одной точке занимает до двух минут. Для геолокации в основном используется GPS, которую в 2025 году намеренно вводят в заблуждение военные ведомства.
  • Наземный лидар — он тоже может подключаться к смартфону или быть отдельным устройством. Наиболее популярны для промышленного применения мобильные лидары SLAM от Feima Robotics. Они вращаются на 360° и формируют покрытие облака точек размером 270° × 360°. Высокоточные трехмерные данные создаются без освещения и GPS. Минусы тоже есть: хороший портативный лидар стоит не менее 1 млн ₽, а полный комплект оборудования для работы на открытой местности довольно массивен — оператор носит его в рюкзаке.
  • Пилотируемая авиация — обычные самолеты и вертолеты, которые могут быть оснащены спецоборудованием или же такое оборудование берут с собой специалисты-пассажиры. В качестве воздушного судна сейчас выступают в основном «кукурузники» Ан-2, легкий самолет «Чайка» С-44Ф или ТВС-2, иногда итальянский TecNAM — такие есть, например, у Роскадастра. Широко используются вертолеты Ми-8. Главный минус — применять пилотируемую авиацию целесообразно только в промышленном строительстве для  больших и протяженных объектов. Поднимать вертолет ради съемки участка в пару гектар бессмысленно.

Лидар SLAM — «живой» оператор с таким лидаром может выполнить часть работ вместо БПЛА, но очевидно, что это вариант не для труднодоступных мест. Источник: https://www.alibaba.com/product-detail/SLAM100-LiDAR-Handheld-Laser-Scanner-Device_1601036571658.html

Легкий самолет «Чайка». Это тоже вариант, но для разовых работ самолет нужно искать и заказывать на аутсорсе, а содержать собственный авиафлот могут себе позволить далеко не все строительные компании.

Что с программным обеспечением для строительных дронов

Импортозамещение в области инженерного ПО идет не быстро, но неплохие российские разработки уже есть. Как правило, с помощью беспилотника решают задачу получить облако точек, чтобы дальше с ним работать в зависимости от специфики конкретного проекта.

Есть два способа это облако получить — аэрофотосъемка и лазерное сканирование.

Аэрофотосъемка предполагает, что нужно преобразовать фотографии в ортофотоплан, облако точек и монолитную структурированную модель. Здесь вероятный лидер среди программ — Agisoft Metashape. Это не топографическое ПО, но в последнее время оно развивается с прицелом на геодезистов. Среди преимуществ, например, заполнение «пробелов» в ортофотоплане за счет вычислений.

Измерение объемов грунта на цифровой модели местности в Agisoft Metashape. Источник: https://agisoft.freshdesk.com/support/solutions/articles/31000148884

Результат измерения показан в таблице справа. Посчитан в автоматическом режиме отдельно грунт над поверхностью земли, под ней и его общий объем.

Второй вариант — ТИМ КРЕДО ФОТОГРАММЕТРИЯ.

Программа включает в себя все необходимые инструменты обработки облаков точек: это фильтрация, классификация и выделение рельефа, создание цифровой модели местности и экспорт данных. Является платформой с дополнительным набором геодезических и топографических инструментов для постобработки ортофотопланов и облака точек.

«Мы по производительности догнали Agisoft Metashape, получили схожие результаты на одинаковом объеме вычислений», — рассказал инженер «Кредо-Диалог» Глеб Серафимович.

Есть и еще ряд программ, которые используют в России:

Лазерное сканирование означает, что вместе с лидаром будет «родное» ПО для создания облака точек. Сырые данные с лазерного сканера загружают в это ПО и получают облако. Но это лишь минимум из того, что необходимо для строительных задач. Обычно заказчикам требуется классифицированное облако, где можно послойно выделить, например, рельеф и растительность.

Автоматическое классифицирование есть лишь в немногих программах, которые идут с лидарами, и работает оно обычно плохо. Из-за этого применяют сторонник программы, в основном это:

Раньше в РФ использовали больше зарубежных решений, но из-за санкций многие стали недоступны.

Перспективы рынка БПЛА для инженерных изысканий в строительстве

Рынок продолжит рост за счет госзаказа. Хотя запускать дроны становится всё сложнее, полностью без них обойтись всё равно не удастся. Разрешения более-менее нормально выдают госкомпаниям или частным строительным фирмам, которые выполняют госзаказ. Это означает, что дроны будут применять для постройки мостов, дорог, жилья и объектов инфраструктуры.

В условиях, когда все строительные организации ищут способы снизить издержки, БПЛА или статья расходов на их аутсорс могут стать хорошим вложением, которое улучшит экономику.

Государство и само начинает использовать коптеры. Так, Главгосстройнадзор Московской области летом 2025 года продемонстрировал видео с дроном, который облетал стройплощадки и через громкоговоритель сообщал, что грузовикам нельзя выезжать с грязными колесами. Ведомство объявило о стопроцентной эффективности такой инспекции: все водители грязных самосвалов останавливались и возвращались помыть колеса.

Увеличится доля автономных дронов с ИИ для рутинных задач. Машинное обучение позволяет тренировать ПО для дронов и за часы решать задачи, на которые у человека обычно уходит несколько дней, а то и недель.

Например, речь идет о выявлении дефектов покрытий по фотографиям или картинкам с лидаров. С помощью алгоритмов на базе ИИ программы обучают обнаруживать дефекты и отображать их на трехмерной модели объекта или просто на карте с привязкой к геометкам. Точность подобных алгоритмов пока не стопроцентная, но ведь и у человека она не идеальна.

Пример подобного решения — платформа Hepta uBird для проверки электрических сетей, железных дорог и прочей инфраструктуры. Разработчики создают свои модели ИИ под каждую задачу. Кроме того, применяются механизмы «закрытия дыр», когда программе не хватает сделанных изображений. Среди этих механизмов:

  • аффинное преобразование;
  • размытие по Гауссу — сглаживание неравномерных значений пикселей за счет обрезки самых высоких значений;
  • преобразование яркости.

Применение Hepta uBird в Эстонии: местная телеком-компания использовала дрон для обследования волоконно-оптической сети, которую поклевали дятлы в поисках пищи. Алгоритм с ИИ обучили искать отверстия, оставленные птицами, но сначала этому научился оператор. Для программы оказалось сложным отличить реальный дефект от капель воды на кабеле, в связи с чем основную работу решили проводить только в сухую погоду. Источник: https://heptainsights.com/case-study/woodpecker-damage-connecto-project/

БПЛА не покроют всех потребностей строителей и изыскателей, но займут свою нишу. Гражданские беспилотники пока довольно ограничены в дальности полетов и носимом весе. Для геодезических работ, где нужна большая протяженность, например, в строительстве дорог, классическая съемка с самолета или вертолета всё еще остается подчас более эффективной и по затраченным ресурсам, и по скорости получения результата.

По мере появления более мощных аккумуляторов, более легких камер и лидаров эта ситуация может измениться. Но в строительной сфере ниша дронов сейчас — работа на небольших площадях: создание ортофотопланов и моделей рельефа, исполнительная съемка, в том числе для синхронизации BIM-модели с реальностью (по сути, это создание цифрового двойника объекта), стройконтроль на высоте и простая съемка в маркетинговых целях.

X