Опыт применения ТИМ в области Дорожного Строительства в ОАО «Красиндорпроект», Красноярск

А. Д. Васюченко, инженер I категории; ОАО «Красиндорпроект», Красноярск, Россия
О. Д. Курбаковских, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия

Несмотря на разговоры о полном применении ТИМ в проектно-изыскательской деятельности, в реальности большая часть компаний, если и используют технологии информационного моделирования, то частично.
Полный переход на ТИМ может быть затруднён рядом факторов.

Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, незнание программ, позволяющих моделировать линейные объекты капитального строительства, их функционала и возможностей, неприятие нового или непонимание всех выгод – оптимизации труда и снижения трудозатрат, которые можно достичь, применяя технологии информационного моделирования. Можно привести много примеров программ для моделирования площадных объектов, зданий и сооружений. В гораздо меньшей степени известны программы, позволяющие моделировать линейные объекты. В связи со спецификой проектирования линейных объектов, ПО, разработанные для зданий, сооружений и других площадных объектов, не приспособлены для моделирования автомобильных и железнодорожных дорог, линий электропередач, водопроводов и канализационных систем.

Однако если говорить о моделировании мостов и путепроводов, то рамки между площадным и линейным моделированием размываются, что, в свою очередь, вызывает дискуссию в среде специалистов – какое ПО следует использовать для данного типа задач.

Российские разработчики понимают потребность проектировщиков автомобильных дорог и инженерных систем в программном обеспечении для информационного моделирования и предлагают отечественные конкурентоспособные программные комплексы.

Отрасль в целом готова переходить на российское ПО. Есть рабочие варианты импортозамещения – программная система ТИМ КРЕДО, Индоркад, Robur.

Наша компания ОАО «Красиндорпроект» в работе практически полностью переведена в экосистему ТИМ КРЕДО. Возможности программной системы ТИМ КРЕДО позволяют использовать ее на каждом этапе проектирования объекта.

Изыскатели с помощью БПЛА фиксируют облако точек, которое затем обрабатывается в ТИМ КРЕДО 3D СКАН для получения DEM-модели поверхности, также вводятся ситуационные объекты.

Геологическая информация – состав разведочных скважин, их положение, геологические разрезы, отчёты и ведомости по грунтам, объёмная геологическая модель местности формируется в подсистеме ТИМ КРЕДО ГЕОЛОГИЯ. Проектные же решения выполняются в подсистеме для проектировщиков автомобильных дорог, инженерных систем и генплана ТИМ КРЕДО ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Выводить рабочие чертежи, протоколы и ведомости возможно как из программы напрямую в pdf-формат для печати, так и в dxf/dwg для дальнейшей обработки в сторонних ПО для работы с 2D-чертежами.

Важнейший этап в работе над новым объектом – сбор исходных данных. От качества инженерной цифровой модели местности, получаемой проектировщиками, зависит корректность и качество принимаемых решений специалистов и впоследствии производство строительных работ.

Главное – BIM должен быть прямым, т. е. сначала моделируется объект, а из него – чертежи. Обратный же BIM, когда по разработанным чертежам формируется информационная модель, только увеличивает трудозатраты и не несёт экономической выгоды.

Именно удачные кейсы применения ПО способны убедить специалистов в необходимости перехода на прямой BIM в строительной сфере в целом и в проектно-изыскательской деятельности в частности. Возможности проектирования в прямом BIM обеспечивают многократное снижение трудозатрат, оптимизацию процесса проектирования, структурирование файловой системы организации и минимизацию ошибок, допускаемых вследствие междисциплинарного взаимодействия.

Рис. 2. Информационная модель автомобильной дороги

Одним из таких удачных примеров применения российского ПО ТИМ КРЕДО ГЕОЛОГИЯ на объекте в Приморском крае, стал проект, результат которого был представлен на Дальневосточном экономическом форуме. Благодаря возможностям программной системы удалось обработать гигантский массив данных за относительно короткий период времени. Для начала была построена поверхность по облаку точек, предоставленному геодезистами. Затем с помощью инструментов ввода геологической информации точно по координатам на местности были введены более 200 геологоразведочных скважин со всеми присущими данными по дате бурения, составу литологических слоёв, наличию уровней грунтовых вод и отметок отбора проб.

Рис. 3. Положение скважин в пространстве 3D-модели

В дальнейшем по скважинам была построена сетка из более чем 30 геологических разрезов, внутри которой была сформирована твердотельная 3D-модель геологии.

Рис. 4. Объёмная геологическая модель

Затем был устроен срез модели по координатам для анализа грунтов на отметке, а также подсчёта объёма вынимаемых грунтов. Используя функционал ТИМ КРЕДО ГЕОЛОГИЯ, удалось вывести ведомости и отчёты об объёмах грунтов каждого слоя с их характеристиками в конечном оформленном виде для презентации и отчёта перед заказчиком. А внутренние шаблоны чертежей для колонок позволили сформировать более 200 чертежей строения геологической скважины в отчётной форме в кратчайшие сроки.

Рис. 5. Модель с вырезом по отметке

Одно из главных преимуществ, представляемое при использовании прямого BIM в проектировании – это минимизация трудозатрат. Автоматизация процессов в работе позволяет избежать выполнения монотонных операций вручную, что ускоряет процесс разработки проектной документации, также уменьшает вероятность допуска ошибок и экономит главный ресурс, используемый в любой деятельности человека, – время.

Рис. 6. Автоматический выпуск чертежей геологических разрезов и колонок

Список источников
1. Кредо-Диалог
2. Документация к модулям программной системы ТИМ КРЕДО

 

 

X