Наружное освещение дорог в ТИМ КРЕДО ПРОЕКТИРОВАНИЕ – рассказываем, как это работает

22.04.2024

Автоматизированное создание сетей наружного освещения и проверка показателей освещенности по дороге — это новая возможность, реализованная в весеннем выпуске ТИМ КРЕДО ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

Коммуникации, применяемые для наружного освещения, а также присыпные бермы для опор создаются на основе проектных решений по дороге.

Предлагаемый функционал обладает рядом конкурентных преимуществ, которые обеспечивают быстроту и наглядность процесса проектирования наружного освещения автомобильной дороги в автоматизированном или интерактивном режимах:

  • Автоматический поиск участков на дороге, требующих освещения;
  • Расстановка опор освещения на дороге с использованием различных схем расстановки;
  • Гибкая настройка составных элементов опор с настройкой положения точек подключения;
  • Расчет нормируемых параметров освещения с учетом проектных и существующих опор освещения;
  • Предварительный расчет освещения для подбора светильников, высоты и шага расстановки опор;
  • Автоматическое создание присыпных берм с увязкой планового и высотного положения с опорами освещения.

Для создания элементов наружного освещения на дороге реализован новый тип проекта Освещение.

Исходные данные

Исходные данные для работы импортируются в проект Освещение из параметрической модели Трассы АД. В результате создается ось дороги и трехмерные границы по проезжей части, обочинам и земляному полотну. Они служат для привязки линий энергоснабжения и установки опор освещения.

Одновременно передаются нормативные параметры, назначенные для дороги: техническая категория и участки прохождения дороги по населенным пунктам. Для целей освещения для каждого участка назначается класс освещенности и характеристика покрытия, влияющая на расчет освещенности.

Разделяемые ресурсы

Для ускорения проектирования освещения созданы специальные разделяемые ресурсы с настройкой множества параметров. В их состав включены:

  • Нормативные параметры освещения в зависимости от класса по освещению.

В поставляемых ресурсах представлены нормативные требования по: ГОСТ Р 58107.1-2018, ГОСТ 33176-2014, СП 34.13330.2012, ГОСТ Р 54305-2011, ГОСТ Р 55706-2023, СП 52.13330.2016, СНиП 23-05-95, СН 3.03.04-2019 (РБ), СН 2.04.03-2020 (РБ).

  • Шаблоны расстановки опор с настройкой схем расстановки вдоль дороги.

Для любой схемы задана привязка опоры в поперечном сечении, выбраны модели для линии энергоснабжения, опоры и светильника.

  • Светильники с фотометрическими параметрами для расчета освещенности.
  • Модели опоры как составного объекта, в котором назначены фундамент, стойка, кронштейн, светильник, точки подключения проводов.
  • Шаблоны конструкций берм. В шаблонах заданы параметры присыпной бермы под опору освещения: площадки различной конфигурации (с отгонами ширины или без), заложение откоса бермы, выбор материалов для укрепления площадки и откоса.

Этапы проектирования освещения

Проектирование освещения на дороге можно разделить на несколько этапов:

  1. Поиск и назначение участков дороги, требующих освещения;
  2. Предварительный расчет освещенности;
  3. Создание сети освещения на дороге;
  4. Корректировка положения опор вручную при необходимости;
  5. Проверочный расчет освещенности;
  6. Создание присыпных берм при необходимости;
  7. Создание 3D-информационной модели с элементами проекта освещение;
  8. Создание ведомостей и спецификаций.

Остановимся на отдельных этапах проектирования освещения.

Расчет контуров освещения

После импорта данных по дороге и уточнения нормативных требований к освещению можно выполнять непосредственное создание участков освещения по длине дороги или на выделенном интервале. Для этого служит команда Контуры освещения дороги, в которой по настраиваемым параметрам выполняется поиск и назначение участков освещения на дороге.

По съемке определяются места пересечения с различными линейными и площадными объектами, например, это могут быть железнодорожные переезды, коммуникации, пешеходные переходы и другие объекты, требующие освещения дороги при пересечении с ними. Из проекта организации дорожного движения могут считываться линейная и площадная разметки, ограждения и другие линейные объекты ОДД.

По результатам расчета формируется таблица Контуры освещения. Из таблицы можно перейти к редактированию различных параметров выбранного контура, в т. ч. добавить пересекаемые объекты, назначить параметры расстановки и другие настройки для опор освещения.

Создание сети освещения на дороге

Автоматическое создание линий энергоснабжения и опор освещения выполняется командой Сеть освещения на дороге.

Сеть строится с учетом предварительно созданных участков освещения и выбранных схем расстановки опор, моделей опор и светильников.

В настройках команды можно уточнить участок дороги, сторону расстановки опор, условие объединения коммуникаций и влияние закруглений по дороге на шаг расстановки опор.

В результате линейные объекты освещения соединяют опоры на участках освещения по каждой стороне от оси дороги. Отдельные участки освещения объединяются в единую сеть, если расстояние между крайними опорами смежных участков не больше заданного. Если на противоположной стороне дороги создана одиночная опора, например, на пешеходном переходе или железнодорожном переезде, то от нее создается линейный объект к ближайшей опоре через дорогу.

Расчет освещенности

В проекте выполняется автоматический расчет нормируемых параметров освещения на дороге: яркость L и освещенность E.

Расчет может быть предварительный и проверочный. Предварительный расчет позволяет подобрать шаг опор и мощность светильников, а затем по этим данным -уточнить параметры расстановки опор. Проверочный расчет учитывает фактическое положение и характеристики опор, расставленных на дороге.

Рассчитанные значения сравниваются с нормативными, хранимыми за расчетным интервалом дороги. Все данные заносятся в протокол.

В результате выполнения расчета создаются расчетные точки, для которых записываются значения яркости для каждого наблюдателя и значения освещенности. Для визуальной оценки результатов расчета выполняется градиентная заливка по контуру покрытия дороги.

Создание присыпных бермы

Для опор освещения, выборочно или по всей сети, можно создать присыпные бермы, используя готовые шаблоны конструкций, что намного ускоряет эту, в общем-то, рутинную работу.

При автоматическом создании выполняется настраиваемый поиск опор освещения на дороге, а затем в найденных местах создаются присыпные бермы в соответствии с предварительно настроенными шаблонами берм. Конструкция бермы может содержать несколько слоев, в том числе настраиваются материалы укрепления откосов. Ширины берм рассчитываются с учетом требуемых отступов от опор.

Результаты работы

Результатами работы в проекте Освещение могут стать трехмерные модели сети освещения, в т. ч. сохраненные в IFC для передачи в сторонние системы; ведомости 3D-объектов, в которых можно сгруппировать различные параметрические и семантические свойства для точечных и линейных моделей в составе сети освещения (например, ведомости опор, кабельный журнал и пр.), ведомость присыпных берм с пикетажной привязкой, материалами, объемами насыпи и площадями планировки и укрепления площадки и откосов бермы.

Для включения объектов освещения в трехмерную модель проектируемой дороги добавлен параметры Освещение, Присыпные бермы = Создать для команды 3D-модель проектируемой дороги.

Ведомость опор.

Ведомость кабелей

Ведомость присыпных берм

Типичными командами в окне плана создаются также чертежи плана с условными обозначениями коммуникаций, опор и контурами присыпных берм

Что планируется дальше?

В ближайших выпусках планируется добавить возможность расчета освещения для площадных объектов с произвольной геометрией в плане, работу с опорами с подкосами, развитие функционала моделирования точечных объектов и т.д.

Новости

Техподдержка
RUEN