Маппинг IFC в КРЕДО

В профессиональном сообществе уже достаточно продолжительное время обсуждается наличие множества требований, предъявляемых как непосредственно к содержанию цифровых информационных моделей (ЦИМ), так и к форматам обмена такими моделями. Казалось бы, во всех нормативных документах зафиксировано, что решение по этим вопросам принимает регулятор в лице Минстроя РФ, но на практике как такового регулирования нет – каждая «принимающая» сторона предъявляет свои уникальные, а местами и противоречивые, требования. Экспертиза также не является исключением: в каждом регионе требования, предъявляемые к ЦИМ, отличаются, и достаточно существенно. При этом в большинстве случаев форматом передачи данных выступает IFC версии 4 и выше, а отличия в основном сводятся к уровням проработки элементов, соответствия элементов модели классам IFC, а также к наличию и наименованию атрибутов элементов модели.

Для удовлетворения всего многообразия требований в программных продуктах КРЕДО при экспорте моделей в формат IFC предусмотрены возможности настройки соответствия как классов, так и атрибутов. Настройки можно вызвать кнопкой, расположенной на панели 3D-модель. По умолчанию все элементы модели экспортируются как IfcBuildingElementProxy, но при необходимости классы можно изменить на IfcCivilElement или IfcGeographicElement, которых на текущий момент достаточно для описания ЦИМ инженерных изысканий и проектируемых дорог.  

Такие настройки предусмотрены для всех тематических объектов – точечных, линейных и площадных; а также для дорожных знаков, технических средств организации дорожного движения (светофоры, автопавильоны, рекламные конструкции и т. п.), для слоев площадных объектов, геологических слоев и всех конструктивных элементов проектируемых дорог (рис.1).

Кроме этого в настройках присутствуют вспомогательные параметры, влияющие на содержание, корректность и версию создаваемого файла IFC:

  • меняя значение параметра Создавать, можно уточнить, как будет выполнен экспорт 3D-моделей тематических объектов, подгруженных из внешних файлов, — в виде единого сводного файла или отдельных файлов;
  • изменение значения параметра IfcBuilding позволяет включать/исключать соответствующий класс в структуру файла;
  • значения параметра Привязка оси к позволяют выводить в файл класс IfcAlignment с описанием геометрии осей линейных объектов (например, трасс АД, ЛТО, СЛ и пр.) и определять элемент, которому они будут подчинены. В этом случае версия сформированного файла будет уже 4.1;

Рис. 1. Пример настройки параметров ЦИМ дороги по требованиям Московской государственной экспертизы

  • параметры Свойства здания и Свойства этажа позволяют перейти в специальные диалоги выбора, настройки группировки и соответствия семантических свойств элементов ЦИМ (рис. 2). Например, проектируемый участок дороги может быть привязан к зданию, а пусковой комплекс на этом участке – к этажу. Обратите внимание, что в данном случае в IFC передаются семантические свойства, предварительно выбранные и заполненные в диалоге Свойства проекта активного проекта.

Рис. 2. Настройка соответствия свойств по требованиям Московской государственной экспертизы

В заключение необходимо отметить, что все выполненные настройки сохраняются в каталоге профиля пользователя в специальном файле, что позволяет в ручном режиме создавать несколько вариантов настроек и использовать их по мере необходимости.

Мы надеемся, что в обозримом будущем регулятору удастся минимизировать варианты требований, и это в свою очередь позволит сделать данную функциональность более понятной и дружелюбной для наших пользователей.

Новости

Техподдержка
RUEN