Обмен данными 3D-модели. Обрезка и учет отдельных 3D-тел

Работа с трехмерными моделями становится все более востребованной и ее реализуют в различных программных продуктах, поэтому создание цифровых информационных моделей (ЦИМ) и обмен данными между ними вышли на первые позиции в развитии функциональности платформы Кредо III.

Уже реализованы команды импорта и экспорта моделей для внешних ПП, а также передача данных 3D в кредовский проект План генеральный. Параллельно расширяли возможности модификации 3D-тел, имеющих общие области, и способы обрезки тел другими элементами – плоскостью, поверхностью, контуром. Вместе с тем, для новых элементов, включаемых в разработку, сразу стали создавать трехмерные модели и предусматривать механизмы для их добавления в общую ЦИМ проектируемого объекта. В результате стало возможным контролировать взаимное пространственное расположение различных элементов, находить коллизии и отслеживать их решение.

Например, в состав проекта по дороге могут включаться сложносоставные конструкции, такие как земляное полотно с разнообразными типами откосов, кюветов, канав, полок и банкетов; многослойная дорожная одежда; водопропускные трубы; водосборные продольные лотки, поперечные водосбросы и др., а также данные других разделов, разработкой которых занимаются специалисты-смежники, — различные инженерные коммуникации, мостовые сооружения, элементы обустройства и технические средства организации дорожного движения. Используя 3D-тела, можно рассматривать все эти построения в комплексе, выполнять по ним расчеты и формировать ведомости объемов работ, передавать данные для дальнейшего составления сметной документации, для разработки проекта организации строительства и т. п.

Импорт и экспорт 3D-моделей

ЦИМ в системах Кредо III могут создаваться как по данным, полученным в результате работы на платформе (конструкции проектируемых и существующих дорог, линейные и площадные тематические объекты, геологические слои, поверхности, элементы ОДД), так и импортом из внешних источником – файлов IFC и SMDX.

При импорте IFC можно создать отдельный проект 3D-модель из элементов выбранного файла или добавить их в существующий проект трехмерной модели в текущем наборе проектов.

В Кредо предусмотрена настройка передачи данных ЦИМ в формат IFC.

Файлы формата SMDX служат для передачи данных по 3D-телам, полученным в Робуре, в новый проект 3D-модель.

При экспорте все данные ЦИМ, созданной в Кредо III, передаются в файл IFC с учетом заданных настроек соответствия элементов.

В системах Кредо III из активного проекта 3D-модель можно получить поверхности в окне плана. Они создаются по граням 3D-тел при помощи команды 3D-модель – в поверхности. Выбор тел выполняется указанием курсора в окне 3D-модели или через выбор слоев проекта (каждое 3D-тело сохраняется в отдельном слое).

Поверхности строятся в проекте План генеральный, новом или уже существующем, в текущем наборе. При этом можно получить дневную поверхность (общую поверхность по верху модели) и отдельные поверхности по экспортируемым 3D-телам. Например, в конструкции земляного полотна проектируемой дороги это могут быть поверхности снимаемого почвенно-растительного слоя, подстилающего слоя, присыпных обочин и т. д.

При экспорте в поверхность предусмотрен учет фактической видимости тел, в результате можно исключить экспорт по телам с отключенной видимостью или выполнить его, если учет видимости игнорируется (рис. 1).

Можно сразу настроить фильтры видимости для подписей точек и для структурных линий в слоях с создаваемыми поверхностями.

Учет и обрезка 3D-тел

Инструментом обрезки 3D-тел можно воспользоваться непосредственно при создании ЦИМ проектируемой дороги – для учета грунтов в выемках.

С этой целью в настройках команды Создать информационную модель дороги выбираются 3D-тела геологии и/ или существующей дороги для обрезки и слои конструкции проектируемой дороги, которыми будут обрезаться геологические тела. Дополнительно настраивается заполнение пустот между 3D-телами, что позволяет получать объемы земработ, для которых грунт не определен (нет ссылки на геологическую легенду).

В результате в проекте ЦИМ дороги будут созданы слои с грунтами, подчиненные слоям выемок.

После создания различных 3D-тел возможна их обрезка несколькими способами: по линиям пересечения с другими телами, указанной поверхностью, плоскостями в заданном диапазоне отметок и выбранным в плане контуром.

По отдельной настройке обрезанные тела заменят собой исходные тела или могут сохраниться в том же проекте, в проекте с обрезающими телами или в новом проекте, который создастся автоматически, но исходные тела при этом останутся без изменений. Выбор за пользователем (рис. 2).

Обрезаемые тела и тела, которые обрезают, можно выбрать интерактивно, по поисковому запросу и через слои указанного проекта 3D-модель.

Для различных способов обрезки настраиваются дополнительные параметры:

  • если 3D-телом, то уточняется, какая часть 3D-тела будет обрезана –внутренняя или внешняя;
  • если поверхностью, то уточняется, какая часть 3D-тела будет обрезана — выше поверхности или ниже поверхности, поверхность выбирается указанием слоя из проектов текущего набора;
  • если в диапазоне отметок, то задаются минимальная и максимальная отметки плоскостей, в пределах которых будет обрезано тело;
  • если контуром в плане, то можно использовать фильтры выбора контуров по площадным объектам, группам треугольников, регионам – контур выбирается интерактивно указанием курсора в окне плана.

ЦИМ трубы, создаваемая по проекту Водопропускная труба, может добавляться в существующий проект или учитываться в созданной ранее ЦИМ с одновременным созданием нового проекта (рис. 3).

При этом выполняется автоматическая врезка трубы в указанную модель, например, в модель дороги или в модель геологии.

При включении объектов водоотвода в информационную модель дороги выполняется обрезка продольного лотка блоками в составе входной части поперечных водосбросов. Сам продольный лоток встраивается в конструкцию проектного поперечника дороги и таким образом учитывается в ЦИМ дороги (рис. 4).

В информационную модель дороги можно добавить также сооружения, созданные командой Мосты и путепроводы в проектах Дорога.

Участки устройства мостовых сооружений исключаются из ЦИМ дороги, на их месте создаются 3D-модели пролетных строений, переходных плит, опор и конусов по настройкам создания моста или путепровода (рис. 5).

Контроль взаимного расположения трехмерных тел в составе ЦИМ выполняется через поиск коллизий.

Этот же принцип разработки – для всех новых элементов сразу создавать трехмерные тела и включать их в общую ЦИМ проектируемого объекта – будет соблюдаться и впредь.

Нам очень важно получить ответную реакцию от наших пользователей, насколько такой подход востребован и удобен в работе над проектами?!

Новости

Техподдержка
RUEN